Отзыв на книгу «Ответственность директора перед корпорацией за причиненные ей убытки в судебной практике»

Дмитрий Степанов и Юлия Михальчук провели исследовательскую работу по анализу судебной практики с целью определить обстоятельства и причины, по которым взыскивались убытки с генеральных директоров, членов правления и советов директоров. Эксперты обратили внимание на ключевые аспекты, которые нужно знать директору, чтобы минимизировать риски привлечения к ответственности.

Владельцы компании доверяют управление компанией коллегиальному органу управления и/или единоличному исполнительному органу. Таким образом возникают гражданские взаимоотношения принципала и агента. Агент принимает на себя фидуциарные обязанности, становится хозяином бизнес-процесса, становится подотчетным принципалу, принимает на себя полную ответственность, в то время, как ответственность со стороны принципала становится ограниченной. Агент становится обязанным достичь результата при обозначенных и/или согласованных условиях с принципалом. Как достичь результата определяет сам агент, определяя план действий, он согласует с принципалом лишь ключевые (стратегические и политические) аспекты. Во взаимоотношениях агента и принципала возникает агентская проблема, ведь агент действует также и в своих собственных интересах.

В первой главе рассматривается принцип разделения бизнес-решений с присущим предпринимательским риском, являющимся нормой в деловой практике, от соблюдения или нарушения прав юридических лиц или их участников и учредителей.

Для оценки исполнения фидуциарной обязанности приводится стандарт разумности директора и подходы судов к его определению, суть которых, главным образом, сводится к тому, что директор должен принимать обоснованное решение, будучи информированным. В главе приводится 40 примеров, демонстрирующих нарушения при принятии решений, когда считается, что директор обладал информацией на момент принятия решения и должен был принять соответствующее решение в интересах общества, 14 примеров, проясняющих обязанность получить дополнительную информацию.

Исходя из судебной практики, я сформулировал следующие критерии для соблюдения правила информированного решения:

  • Проводится проверка наличия правоустанавливающих документов контрагента.
  • Проводится проверка контрагента выполнить свои обязательства по договору.
    • Выполняется проверка сведений о платежеспособности контрагента.
  • До проведения сделки заключается договор.
    • Договор содержит существенные положения и по нему возникают обязательства.
    • Услуги по договору оказываются возмездно.
    • Проводится проверка соответствия проектной документации и (или) условий договора требованиям правовых актов.
      • При выявлении несоответствия контрагент своевременно уведомляется.
      • После выявления несоответствия и направления уведомления от контрагента получен ответ о том, как поступить дальше.
  • Совершение сделки совершается в интересах общества.
    • Сделка не содержит конфликта интересов и не является сделкой с заинтересованностью.
    • Услуги для общества являются целесообразными и направленными на достижение уставных целей и задач.
    • Результат сделки не носит невыгодный характер для общества.
    • В результате сделки не возникает утрата имущественного права общества.
  • Совершение сделки предполагается по рыночной цене.
    • Совершение сделки предполагается по цене выше рыночной при наличии соответствующих факторов, например, срочности.
    • Выполняются действия по установлению рыночной цены.
    • Проводится оценка приобретаемого актива.
  • Выполняется проверка качества приобретаемого актива до совершения сделки.
  • До оплаты выполняется проверка корректности счетов.
    • Счет ранее не был оплачен по тому же основанию.
  • Не нарушается принцип возмездности и эквивалентности при возникновении долга со стороны контрагента.
    • Долг не прощается в нарушение указанных принципов.
    • Предпринимаются усилия по взысканию дебиторской задолженности.
  • При совершении сделки соблюдено правило предварительного согласования или предварительного одобрения согласно установленным внутренним процедурам, описанным во внутренних документах.

Далее в главе приводится разъяснение того, как понимается добросовестность действий директора. Приведены 70 примеров различных случаев, демонстрирующих нарушение этой обязанности.

Оценка: 10/10. Must read для тех, кто принимает на себя ответственность.