Среди востребованных компетенций часто можно услышать умение работать в условиях неопределенности. Почему такое требование возникает? Чем полезно, а чем вредно? Мои рассуждения на эту тему.
Когда есть определенность в задачах на день, в отношениях, в завтрашнем дне — это очень хорошо. Создание бизнеса — это создание системы, которая работает как часы, а значит по определенной технологии.
Когда происходит найм менеджеров и руководителей, возникает требование — уметь работать в условиях неопределенности. Неопределенность бывает разной:
- отсутствие сведений об интересах и предпочтениях клиентов;
- отсутствие проработанного процесса в виду появления новой технологии на рынке;
- отсутствие примеров и практик при введении регуляторных новелл.
В этом случае неопределенность — явление природного характера, с которым менеджеру нужно уметь работать. Что делать: проводить бизнес-анализ, собирать и анализировать информацию, делать выводы и понимать что делать, а что не делать.
А бывает неопределенность внутри компании:
- отсутствие точного алгоритма открытия проекта или заключения договора с подрядчиком;
- отсутствие понимания полномочий, обязанностей и зон ответственности внутри функций;
- отсутствие точной информации о наличии доступного бюджета, порядка согласования незабюджетированных затрат;
- отсутствие договоренности по приоритизации задач или распределения клиентов между менеджерами, из-за чего запрограммированный и нормальный конфликт интересов переходит в статус неуправляемого и неконструктивного.
Ицхак Адизес называет это дезинтеграцией. Такое состояние дел неестественно. Усилия на разрешение внутренних конфликтов «съедают» энергию на решение рыночных задач. В этом случае для менеджера процессы должны быть максимально прозрачны, тогда он будет максимально эффективен в достижении результата. Именно поэтому нельзя требовать от менеджера уметь работать в условиях неопределенности внутри компании. Это ответственность руководителей — убирать системные ограничения, затрудняющие работу профессионалов.
Имеется прямая взаимосвязь между определенностью и зрелостью бизнес-процессов и корпоративной культурой. Дефицит приводит к проблемам. Ухудшение климата приводит к потере сотрудников, вынужденному поиску замены, усилиям и времени на адаптацию. Если нет достаточных условий для того, чтобы люди делали результат, страдает жизнеспособность компании. Развитие замедляется. Конкуренты раньше выходят на рынок с прорывными технологиями.
Менеджер должен уметь работать с рыночной неопределенностью, однако корпоративная неопределенность не должна отнимать у него силы.
PS: Пост не относится к какой-либо определенной компании, мнение сформировано исходя из опыта общения с коллегами и участия в профессиональных мероприятиях.