В прошлом году я поставил себе цель написать справочник по организационный диагностике. Цель состоит в том, чтобы создать справочник, к которому я и мои коллеги могли бы обращаться в дальнейшем для оперативного решения рабочих задач, не упустив ничего важного. В течение года я структурировал материалы, опыт и теперь могу поделиться информацией с вами.
Первая часть о том, что важно оценить при работе с новой компанией. Перечень вопросов поможет сориентироваться трекеру, члену совета директоров или новому директору.
Панорамная оценка. Для начала нужно познакомиться с компанией, узнать, как компания зарабатывает деньги, на каком этапе жизненного цикла находится, какие сложности и риски имеет, как управляется.
- Как сейчас оценивается стоимость компании?
- Какие конкретные способы заработать деньги в краткосрочной и долгосрочной есть у компании?
- Насколько нас устраивает тот темп развития, который есть сейчас? Почему «да» или «нет»?
- Мы намерены делать бизнес по-другому или нет? Почему «да» или «нет»?
- На какие гипотезы и соображения опирался менеджмент в принятии решений по имеющейся организационной структуре, кадровой политике, стратегии?
- Какие риски существуют, какие из них реализовались в прошлом или могут реализоваться в ближайшем будущем?
- Какие проблемы в экономике могут повлиять на бизнес?
- Какова скорость процессов по принятию решений внутри компании, по выводу новых версий продуктов и предложений?
- Как быстро и качественно работают подразделения, ответственные за разработку продуктов, информационные технологии, закупки, снабжение, маркетинг, прием на работу и обучение? Есть ли противоречия между подразделениями?
- Как менеджеры оценивают доступность ресурсов: наличие бюджета и бюджетные приоритеты, наличие кадров, технологий, оборудования, информации, каналов дистрибуции, возможности создавать партнерства и альянсы, силы бренда?
- Что менеджеры считают сейчас самым важным? Почему?
- Какой бэкграунд ключевой команды, есть ли релевантный опыт, необходимый сейчас?
- Как изменяется круг энергичных и способных руководителей? Как долго они работают в компании? Как они развиваются?
Оценка по продуктам и предложениям. Компания процветает, когда она в первую очередь ориентирована на интересы и потребности своих клиентов и пользователей, а не на управление своим капиталом. Наличие ценного предложения и наличие рынка — самое важное, что обеспечивает компании долголетие. Необходимо узнать качество управления продуктами и сервисом.
- Насколько удовлетворены пользователи и клиенты? Какие оценки ставят нашему сервису?
- Какие проблемы решает предложение? Как выглядит решение? Какие выгоды клиенту?
- Какие факторы успеха обеспечивают конкурентное преимущество?
- Соответствует ли фокус команды стадии развития продукта и сервиса?
- На какие клиентские сегменты нацелена команда при разработке предложения?
- Как оценивается рынок по предложению?
- Как мы зарабатываем на продукте или услуге?
- Рассчитана ли unit-экономика для каждого из продуктов?
- Как регулярно проводится конкурентный анализ по ключевым критериям (размер конкурента, суть предложения, каналы дистрибуции, цены и другие имеющие значение)? Какие выводы в результате последнего анализа?
- Какие метрики используются по продуктам и каналам? Есть ли выработанный и адаптированный подход к использованию метрик? Каковы ключевые показатели по плану и по факту?
- Как выглядит стратегия роста и масштабирования по продуктам?
Финансовая оценка. Отражает результативность работы компании. Финансы — кровеносная система компании. Для понимания перспектив нужно знать, насколько компания финансово здорова.
- Каков рост стоимости бизнеса?
- Какова рентабельность капитала?
- Какова динамика выручки, чистого операционного дохода и чистой прибыли?
- Положительный или отрицательный денежный поток? Какие источники доходов? Во что инвестируем? Где размещаются деньги от сделки до сделки?
- Каково соотношение заемных средств к собственному капиталу? Каков уровень чистого долга?
- Как распределяются издержки: стоимость основных активов, прямые издержки, косвенные издержки, зависимость от эффекта масштаба.
- Какова скорость оборота ресурсов? Насколько быстро нужно пополнять ресурсы, чтобы выпускать продукт в нужном объёме? Как долго выполняются заказы? Какой объём продукции производится? Какой уровень оборачиваемости сырья и оборудования?
Понимание качества управления компанией, продуктами и финансами поможет сориентироваться какие методы помощи и развития будут своевременны и полезны.