Как доверие и уважение влияют на успех в деле

Ответ на этот вопрос я нашёл Ицхака Адизеса. Он приводит формулу успеха:

Что такое успех.

И поясняет, что означают эти понятия.

Внешняя интеграция — это связь с внешней средой: маркетинг и реагирование на рыночные условия, производство и продажи, взаимодействие с партнёрами, связь с общественностью. То есть реализация возможностей совместно с тем, на что компания способна.

Внутренняя интеграция — это взаимное уважение и доверие внутри компании.

Напротив, возникает дезинтеграция, когда этих качеств не хватает. Появляется мнимая работа с документами, излишняя субординация, перетягивание каната, сплетни, манипуляции, обвинения, конфронтация. В конечном счете время, силы и энергия команды и/или компании расходуются не на завоевание рынка и борьбу с конкурентами, а на внутренние конфликты. Вот почему многие хорошие идеи и планы так и остаются лишь проектами, не находя реализации в жизни.

Отчасти причина в неуважении, которое заметить очень легко, ведь дисбаланс прав в этот момент становится очевидным:

  • вы меня пригласили поговорить, но не даёте возможности высказаться;
  • вы предложили поговорить на одну тему, но переходите на другую;
  • вы меня спросили, но не дослушав перебили;
  • мы говорим о деле, а сейчас переходим на личности;
  • вы примете решение, мне его исполнять, но сейчас не получаю ответы на свои вопросы.

Что нужно сделать для того, чтобы возникла и действовала внутренняя интеграция. Необходимо договориться о взаимном уважении и соблюдать это правило. Каким образом? Адизес разъясняет так.

  1. Признать право думать по-другому (не так, как вы), права высказаться, права принять решение. Вы имеете право высказаться, а я имею право принять решение. И наоборот — я имею право высказаться, а он имеет право принять решение.
  2. Позволить другому быть самим собой, отличаться от него. Так открывается возможность научиться у него чему-то новому.
  3. Мало дать высказаться, нужно ещё услышать и понять другого человека, понять какую мысль и позицию доносит, что он чувствует, а затем определить его мотивы.
  4. Интересоваться его мнением по тем областям, в котором он является продвинутым человеком.
  5. Вознаграждать за вклад, результаты и достижения.
  6. Помнить о том, что человек — часть команды.

Если для принятия решения необходимо уважение, то для его реализации необходимо доверие.

Что говорит Адизес? Доверие — это понимание того, что у вас есть общие интересы, общая цель. Понимание того, что каждый из вас действует в интересах общего дела. В каких-то направлениях интересы могут расходиться, это нормально, но в атмосфере доверия каждый понимает, что если он сейчас пойдёт навстречу, то затем и ему пойдут навстречу. Вклад одного со временем будет оплачен вкладом другого.

Руководитель даёт возможность сотруднику пройти обучение в другом городе, а сотрудник возвращается со списком идей и решений. Менеджер закрывает дебиторскую задолженность раньше, бухгалтер идёт навстречу и консультирует, предупреждает, отвлекаясь от оперативных задач, как только менеджер обращается за помощью. Компания предоставляет сотруднику гибкий график, а сотрудник работает в полную меру своих сил. Руководитель регулярно встречается с сотрудниками лично, открыто и дружелюбно беседует обсуждает новости или вопросы, в ответ сотрудник открыто, прямо и своевременно (в моменте) информирует руководителя о том, что считает важным. Акционеры принимают решение заплатить премию по итогам года, сотрудники в ответ приходят на работу в хорошем настроении и стараются выполнить свои задачи хорошо. Важную роль играет компромисс (я сейчас что-то дам, зато потом я что-то получу).

Так в атмосфере доверия и уважения возникает сотрудничество, которое приводит к общим достижениям и передовым позициям на рынке.