Подход к решению проблем

Нет компании, в которой нет проблем. Однако не все компании умеют конструктивно работать над их решением. Вместо методичного подхода звучат декламации вкупе с обвинительной позицией. Исходя из моего опыта, выходом является постепенное решение проблем. Каким образом?

  1. Собрать встречу и заранее условиться о правилах: говорим только о проблемах и об обстоятельствах; никаких жалоб, намеков или возмущения; формулировка проблемы должна быть ответом на «Что происходит, где, когда и почему?», а не «Кто виноват?».
  1. Сформулировать полный перечень проблем. Чтобы перечень был рабочим инструментом, очень важно верно их сформулировать:Что является объектом проблемы?Какова функция этого объекта в проблеме?
    • При каких условиях появляется?
    • Как можно измерить?
    • Почему это важно? Какие наши цели не достигнуты?
    • Где впервые проблема обнаружена?
    • Насколько масштабна проблема?
    • Какие последствия и риски могут возникнуть?

Главное, формулировка проблемы была понятной и в дальнейшем была пригодна для анализа. Например: срок доставки товара из Екатеринбурга в Москву составляет 5 дней, товар за это время становится непригоден для продажи.

  1. Определить причины проблем и сгруппировать проблемы по причинам.
  1. Определить три группы задач:
    • первоочередные задачи — что можно исправить уже завтра;
    • среднесрочные задачи — что нужно взять в аналитику или проработку для решения проблемы;
    • глобальные системные отклонения — что не меняется быстро и требует обсуждения с топ-менеджментом.
  1. Корневые проблемы и источники проблем вынести на карту проблемного поля, визуально зафиксировать взаимосвязь.
  1. Сформулировать идеи для каждой корневой проблемы. Все идеи — это гипотезы! Важна каждая гипотеза! Никакой критики, только предложения. На этом этапе важно запустить механизм мозгового штурма, а он работает при условии всеобщей вовлеченности и в условиях «безопасной» атмосферы.
  1. Провести анализ идей, составить варианты решений, провести кросс-функциональную оценку решений, выбрать наиболее перспективные, составить план изменений.

Самое главное — конкретика в отражении обстоятельств, здоровая коммуникация и конструктивный подход со стороны каждого участника.