Нет компании, в которой нет проблем. Однако не все компании умеют конструктивно работать над их решением. Вместо методичного подхода звучат декламации вкупе с обвинительной позицией. Исходя из моего опыта, выходом является постепенное решение проблем. Каким образом?
- Собрать встречу и заранее условиться о правилах: говорим только о проблемах и об обстоятельствах; никаких жалоб, намеков или возмущения; формулировка проблемы должна быть ответом на «Что происходит, где, когда и почему?», а не «Кто виноват?».
- Сформулировать полный перечень проблем. Чтобы перечень был рабочим инструментом, очень важно верно их сформулировать:Что является объектом проблемы?Какова функция этого объекта в проблеме?
- При каких условиях появляется?
- Как можно измерить?
- Почему это важно? Какие наши цели не достигнуты?
- Где впервые проблема обнаружена?
- Насколько масштабна проблема?
- Какие последствия и риски могут возникнуть?
Главное, формулировка проблемы была понятной и в дальнейшем была пригодна для анализа. Например: срок доставки товара из Екатеринбурга в Москву составляет 5 дней, товар за это время становится непригоден для продажи.
- Определить причины проблем и сгруппировать проблемы по причинам.
- Определить три группы задач:
- первоочередные задачи — что можно исправить уже завтра;
- среднесрочные задачи — что нужно взять в аналитику или проработку для решения проблемы;
- глобальные системные отклонения — что не меняется быстро и требует обсуждения с топ-менеджментом.
- Корневые проблемы и источники проблем вынести на карту проблемного поля, визуально зафиксировать взаимосвязь.
- Сформулировать идеи для каждой корневой проблемы. Все идеи — это гипотезы! Важна каждая гипотеза! Никакой критики, только предложения. На этом этапе важно запустить механизм мозгового штурма, а он работает при условии всеобщей вовлеченности и в условиях «безопасной» атмосферы.
- Провести анализ идей, составить варианты решений, провести кросс-функциональную оценку решений, выбрать наиболее перспективные, составить план изменений.
Самое главное — конкретика в отражении обстоятельств, здоровая коммуникация и конструктивный подход со стороны каждого участника.