Участие в семинаре «Гибкое мышление (Agile) для корпоративного управления. Прикладное управление проектами» с Хироси Танака

Что отличает компании компании-победители (Toyota, Uniqlo, Sony, Soft Bank Group), у которых отрыв в чистой прибыли между следующими компаниями в рейтинге по активам в отрасли составляет 4-7 раз за 2020 год?

Несколько аспектов:

  • Устойчивость к пандемии COVID-19;
  • Перспективное восприятие гибкости на протяжении уже 10 лет:
    • Ответ на глобальные тренды — зеленую экономику и экологически устойчивый («зеленый») образ жизни;
    • Дальнейшая глобализация;
    • Целенаправленный выбор бизнес-направлений и целенаправленная концентрация ресурсов;
    • Учет производительности активов;
    • Слияния и поглощения.

Чтобы инновации реализовались нужен «технологический компас», системный аналитический подход, который является «двигателем технологий» и «топливо инноваций» — финансирование, государственные льготы, доступ к передовым разработкам.

О проектной трансформации. Между моделью «как есть» и «как будет» есть гэп. Чтобы заполнить этот гэп, нужны программы и проекты, которые являются органически взаимосвязанными. Важно заполнить гэп по осям продуктов, рынка, механизмов, власти:

Об обеспечении непрерывности бизнеса. Каждому сотруднику компании должно быть известно, как обеспечить непрерывность бизнеса. Необходимо наличие плана. Синим отмечено то, что для МСП слишком много, а в крупных компаниях используется. Преемник должен быть несмотря на то, собираетесь вы в отставку или нет. Если в компании нет интеллектуальной подзарядки, развитие компании будет идти медленнее. Если в компании нет процесса внедрения инновационных решений, это можно считать началом конца.

Об экосистемах. Создание бизнес-экосистемы — это создание корпоративного сотрудничества, ядром которого станет компания под вашим управлением, и создание преимуществ по принципу win-win за счет открытых инноваций в области маркетинговых каналов, разработки, поставки ресурсов, предоставления технологий.

О реализуемости проектов. Должен быть проведен анализ осуществимости, который включает в себя:

  • Жизнеспособность технологии — технически осуществимо?
  • Жизнеспособность на рынке — продукт конкурентоспособен, есть ли конкуренция в принципе (если нет конкуренции, нет и рынка).
  • Экономическое обоснование проекта.
  • Срок реализации проекта — с учётом рыночной гонки.
  • Доступность финансирования — есть ли поставщики капитала? Можно повысить вероятность, если учесть пункты выше.
  • Социальный вклад и социальная выгода — целесообразно для общества?

Далее производится подготовка и презентация проектного предложения, а совет директоров принимает инвестиционное решение.

Запомнившиеся мне мысли г-на Танаки:

  • Ценность не создается автоматически. Создание ценности должно быть продуманным и запланированным.
  • Ключ к успеху — тщательное структурирование, простройка механизма управления проектами.
  • Давайте не будем полагаться на лучшие практики, вряд ли компании раскроют свои реальные ноу-хау, давайте создавать свои креативные решения.
  • Проекты основываются на создании ценности исходя из цели, а программы на создании ценности в условиях неопределенности исходя из миссии.
  • У генерального директора обязательно должна быть правая рука (помощник, консультант), который убережет от ошибок и покажет области, оставшиеся без внимания. Кроме того, невозможно разбираться во всем, например, в цифровой трансформации, нужен человек, который хорошо разбирается в этой теме.
  • Например, в Китае быстрее приступают к реализации проектов, меньше уровень секретности, чем в Японии, поэтому возникает больше корректировок, в Японии принято проекты проработать и минимизировать количество корректировок.