Оценка бизнес-стратегии компании

Стратегия является основой для деятельности компании. Для достижения целей компания может открывать новые направления и закрывать старые, открывать новые проекты для реализации намеченных планов и перераспределять ресурсы для адаптации бизнеса к новым реалиям. Находится ли компания на верном пути, не попала ли в ловушку забвения, не всегда очевидно. Найти ответы, что такое хорошая стратегия, как выявить типичные ошибки и проблемы при разработке стратегии, помогут вопросы в чек-листе по стратегии.

Оценка текущего положения

  • Стратегия сформулирована как руководство к действию или как заявление о намерениях? Формулировка стратегии абстрактна или относится к этой компании, в этом месте и в это время?
  • Стратегия помогает найти и раскрыть реальные источники преимуществ и сильные стороны или она основывается на простом перечислении источников прибыли и лозунгах?
  • Стратегия детализирована таким образом, чтобы было понятно, где и как привлекать клиентов, где и как конкурировать, или рынки определены без фокуса на лучшие возможности?
  • Всегда ли альтернативы рассматриваются объективно и без предубеждения, опоры на прошлый опыт и личного влияния, блокирующего рассмотрение иных вариантов?
  • Разработка стратегии и выработка решений принимаются в одиночку или коллективно? За кем последнее слово в принятии решений?
  • Как сформулированы стратегические и операционные цели компании? В каком виде? Кто о них знает? Откуда это известно? Как проинформированы окружающие и исполняющие менеджеры?
  • Какие сейчас имеются просадки в достижении целей?
  • Воплощается ли стратегия в перераспределении ресурсов или «компания плывет по течению»?
  • Соответствует ли денежный поток стратегии?

Исследование возможностей

Пивот необходим, когда становится ясно, что стратегия устарела. Пивот — это смена курса, разворот в пути, когда не получается достичь цели. Угол пивота может быть разным: от небольших корректив до радикальных изменений, принципиальных и концептуальных.

Подхода два. Первый — определиться с тем, как изменить свои позиции на рынке. Второй — понять, как действовать, чтобы достичь целей.

Что мы можем сделать на рынке

  • Какие перспективы видны в ближайшие 3-5 лет?
  • Какую выгоду можем извлечь из наших сильных сторон?
  • Что мы можем делать лучше конкурентов? В чем наше конкурентное преимущество?
  • Что мы можем сделать для клиентов?
  • Какие изменения в отношении продуктов, технологий необходимы, чтобы сохранить жизнеспособность бизнеса и денежный поток?
  • Если работать с целевыми сегментами сейчас тяжело, то может быть изменить стратегию работы и работать с другими сегментами?
  • Можем ли мы получать основной доход не от продажи продукта, а от его обслуживания?
  • Можем ли использовать модель продажи не одним разом, а как плату за использование?
  • Как еще мы можем изменить модель прибыли, чтобы усилить её?
  • Для нас выгоднее играть не на одном большом поле, а на нескольких меньших?
  • Для нас выгоднее реализовать вертикальную интеграцию или сосредоточиться на ключевой деятельности, отдав лишнее на аутсорс?
  • Как стратегия может защитить от слишком позднего реагирования на изменения на рынке?
  • Какие есть варианты? Какие плюсы и минусы?

Совет: полезно составить таблицу, перечислив гипотезы и оценив их степени веры в них.

Что нам делать для реализации стратегии

  • Какие подходы в бизнесе не были использованы и реализованы ранее для реализации стратегии?
  • Что необходимо организовать, что синхронизировать, что интегрировать между собой, чтобы задуманное заработало? Какие инициативы и практики реализуются сейчас? Как это связать между собой?
  • Что необходимо для коммерческого успеха? Какие активы, информационные системы, оборотный капитал, компетенции будут востребованы для реализации новой стратегии?
  • С какими изменениями, рисками и ограничениями мы можем столкнуться в ходе реализации стратегии? Что нужно учесть, предусмотреть, подготовить, в какой момент? Что изменить, чтобы стратегия привела нас к результату?
  • Какие направления следует закрыть, чтобы высвободить ресурсы для развития направлений, в которых мы являемся лидерами или можем захватить долю рынка?
  • Какой должна быть команда менеджеров, какая переподготовка необходима всей компании, какой должна быть атмосфера, коммуникации и форматы совместной работы, чтобы работать на результат?
  • Какие задачи организационного дизайна последуют вслед за изменением стратегии?
  • Каким образом будет артикулирована новая стратегия?

Совет: удобно составить дорожную карту, чтобы ориентироваться в ключевых изменениях, учесть ошибки, которые могут возникать при трансформации компании.

Это мы молодцы или счастье само случилось

  • По каким показателям мы будем ориентироваться при реализации стратегии?
  • Какие факты и прогнозы будут проверены в дальнейшем при реализации стратегии?